Кадастровая стоимость недвижимого имущества устанавливается государством и влияет на многие финансовые вопросы, связанные с использованием недвижимости. Зачастую она завышена. Пользователи и собственники недвижимости заинтересованы в реальной стоимости для:
— установления меньшего размер налога;
— определения меньшей выкупной цены за объект недвижимости при приобретении в собственность;
— расчета меньшей арендной платы;
— формирования меньшего размера налога на имущество организаций и т.д.
С начала 2015 года налог на недвижимое имущество физических лиц также определяется исходя из кадастровой стоимости, поэтому у собственников появится прямая заинтересованность в установлении адекватной стоимости и на квартиры.
Правда, не все регионы еще перешли на такой расчет налога, но к 2020 году он будет по всей РФ.
Бывают случаи, когда наоборот собственник заинтересован в ее увеличении (в основном это связано с судебными спорами относительно прав на недвижимость, вопросами кредитования и залога, определения размера страховых выплаты, сумм материального ущерба и пр.).

Согласно действующему земельному и налоговому законодательству, а также Закону «Об оценочной деятельности в РФ», кадастровая стоимость объекта недвижимости является результатом кадастровой оценки объекта с применением специальных методов и на основе рыночной информации, а также информации об экономических характеристиках использования объекта.

Кадастровой оценке подлежат следующие помещения: жилой дом (в том числе на участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, ИЖС); жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здания, строения, сооружение, помещение, земельные участки.

Не признается объектом налогообложения общее имущество МКД (ст. 401 НК РФ).

Правом осуществлять кадастровую оценку обладают оценщики, выигравшие конкурс органов исполнительной власти субъектов РФ и соответствующие требованиям Приказа Минэкономразвития от 29 июля 2011 г. N 382, утверждающего порядок составления отчета об определении кадастровой стоимости.

Кадастровая оценка осуществляется на основании Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» согласно перечню объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, который формирует орган кадастрового учета и утверждают органы власти субъекта РФ. Кадастровая стоимость изменяется раз в пять лет (может чаще 1 раз в три года, но не реже).

Для осуществления государственной кадастровой оценки на конкурсной основе привлекаются оценщики. Ее результаты должны быть утверждены региональным нормативно-правовым актом, опубликованы и переданы в Росреестр для внесения в сведения государственного кадастра недвижимость. В этом постановлении указываются категории земель и согласно географическому принципу (в зависимости от того или иного населенного пункта) устанавливается удельная единица кадастровой стоимости на один квадратный метр земли. Также указывается дата, с которой применяется новая оценка.

Чтобы оценить целесообразность оспаривания сначала необходимо узнать действующий размер кадастровой величины земельного участка. Это можно сделать:

— получив справку о кадастровой стоимости в кадастровой палате;

— войдя на сайте Росреестра;

—  рассчитав самостоятельно, сопоставляя сведения своего земельного участка (площадь, категория земель и место нахождения) с данными постановления губернатора об утверждении результатов оценки.

Получить информацию о кадастровой стоимости можно на портале Росреестра c помощью нескольких сервисов: «Получение сведений из ГКН», «Публичная кадастровая карта» (помимо площади и кадастровой стоимости объекта можно узнать характеристики объекта и кто его обслуживает), «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», «Получение сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки». Кроме того, данные сведения можно получить непосредственно в учреждении Федеральной кадастровой палаты Росреестра или МФЦ (путем оформления запроса на получение сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая справка будет предоставлена бесплатно не позднее чем через 5 рабочих дней).

Напомню, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 11-13 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Способы снижения кадастровой стоимости

В соответствии с законодательством существует два способа изменения кадастровой стоимости:

— через комиссию по переоценке;

— в судебном порядке.

Наиболее эффективным способом является обращение в суд, так как комиссии это по сути тот же административный орган, который заинтересован в оставлении ранее утвержденного результата кадастровой оценки. Хотя формально законом устанавливается, что комиссия по спорам состоит из независимых и незаинтересованных членов, в то же время практика оспаривания насчитывает редкие случаи, когда принимают сторону правообладателей, оставлении прежней кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость оспаривается по двум основаниям:

— недостоверные сведения, учтенные при кадаст.оценке (чаще всего это касается строений, сооружений нежели земельных участков);

— уравнивание кадастровой стоимости объекта с её рыночным уровнем.

При рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Исходя из содержания ст.28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости. (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости»)

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (абз. 3 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Но для юридических лиц и органов государственной власти, органов местного самоуправления оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде возможно только в случае отклонения комиссией при территориальном органе Росреестра (ч. 28 ст. 24.18 закона № 135-ФЗ в редакции закона № 143-ФЗ заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в течение месяца с даты его поступления (абз. 37 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Порядок распространяется на два вида дел, связанных с кадастровой стоимостью:

— когда требования заключаются в установлении кадастровой стоимости в размере рыночной;

— когда требования об изменении кадастровой стоимости основаны на том, что она была определена на основании недостоверных сведений об объекте недвижимости (в том числе о целевом назначении этого объекта).

В каких случаях лицо может требовать пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с тем, что эти сведения были недостоверными? О недостоверных сведениях об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости речь идет тогда, когда неправильно был определен вид разрешенного использования земельного участка или удельный показатель его кадастровой стоимости.

Для начала работы комиссии Росреестра необходимо подготовить документы и подать заявление. Форма заявления о пересмотре цены является свободной. К нему прикладывается:

— нотариально заверенные документы на землю (свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, дарения, мены, аренды и прочее, что подтверждает право на землю заявителя);

— отчет оценщика, в котором четко установлена рыночная стоимость участка и которая отличается от кадастровой (в письменном виде и в электронной форме);

— — положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет (абз. 18-23 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ) (проводится союзом оценщиков и такая экспертиза подтверждает, что отчет о рыночной оценке обоснованный);

— информация о недостоверных сведениях, использованных при кадастровой оценке (предоставляются, если кадаст.оценка обжалуется на этом основании, а не по уровню рыночной стоимости);

— кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

Без указанных документов заявление рассматриваться не будет.

Участие гражданина или юридического лица на заседание комиссии не предусматривается. Свое решение она выносит в течение одного месяца. Результатами работы комиссии могут быть: отклонение заявления; изменение стоимости. Если решение комиссии будет положительным, то она сама направляет необходимые сведение в кадастровый орган, где вносятся изменение в кадастр. Об отрицательном результате приходит уведомление. После его получения, в случае несогласия с решением комиссии, заявитель может обжаловать его в суде или непосредственно обратиться в суд с требованием об изменении кадастровой стоимости (не ссылаясь на решение комиссии).

На этапе сбора необходимых документов наибольшее внимание следует уделить подготовке заключения оценщика о рыночной стоимости объекта недвижимости и положительного заключения саморегулируемой организации (СРО) оценщиков, членом которой является оценщик, в соответствии этого заключения требованиям закона, стандартам и правилам оценки.

Оценка рыночной стоимости должна производиться на дату проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в субъекте. Если рыночная стоимость будет оценена по состоянию на ненадлежащую дату, комиссия и суд непременно откажут в удовлетворении вашего заявления (абз. 4 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Одного отчета об оценке недостаточно, требуется еще заключение СРО оценщиков, одобряющее методику и результаты оценки, полученные оценщиком.

К сожалению, не все экспертные организации могут представить такое заключение. Поэтому, прежде чем заказывать отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в экспертной организации, нужно удостовериться, что она обладает возможностью получить положительное заключение на свой отчет в СРО оценщиков.

Риски при обращении за пересмотром кадастровой стоимости в комиссию могут быть связаны также и с качеством заключения оценщика (например, оценщики неправильно оформляют отчеты, не используют обязательные методы оценки или не обосновывают отказ от применения тех или иных оценочных подходов, неправильно подбирают объекты-аналоги, не прикладывают фото с осмотров объектов недвижимости, применяют метод массовой оценки, не учитывают требуемые корректировки или не правильно их рассчитывают).

Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено комиссией, то следующим шагом для юридического лица должно стать обращение в суд.

При этом в ч. 29 ст. 24.18 закона № 135-ФЗ установлено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом будущего судебного разбирательства. Это значит, что суд должен будет изучить вопрос по существу, а не ограничиваться исследованием причин и законности принятия отказного решения комиссией.

Иногда компании пытаются обойти обязательное обращение в комиссию. Учитывая, что для физических лиц досудебный порядок не обязателен (ч. 3 ст. 24.18 закона № 135-ФЗ), компании используют, например, практику заключения краткосрочных договоров аренды земельного участка с дружественными физлицами, определяя в них формулу расчета арендной платы в процентах (как вариант — 0,01 процента) от кадастровой стоимости. Поскольку итоговая величина арендной платы будет зависеть от размера кадастровой стоимости, физлицо-арендатор приобретет формальное основание для оспаривания кадастровой стоимости и сможет сделать это напрямую в суде, минуя комиссию.

Закон № 135-ФЗ позволяет обращаться с требованием об оспаривании кадастровой стоимости любым заинтересованным лицам, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости. Президиум ВАС в постановлении от 11.02.14 № 13839/13 прямо отнес к таким заинтересованным лицам арендаторов, а также некоторых других несобственников и указал, что этот перечень является открытым. Так или иначе, ставить вопрос об оспаривании кадастровой стоимости может заинтересованное лицо, которым может являться:

— собственник объекта недвижимости;

— арендатор объекта недвижимости;

— претендент в правах на недвижимость (например, лицо, обратившееся в муниципалитет за выкупом земельного участка), бывший собственник земли (который, допустим, пересматривает размер налогов) и др.

При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абз 4 п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости»)

С 2015 года дела о кадастровой стоимости (так называемые административные дела) рассматривают областные, краевые, республиканские федеральные суды.

Прежде чем обратиться в суд необходимо оформить административный иск и приложить необходимые документы. Исковое заявление желательно подготовить с помощью квалифицированного юриста, так как при его составлении требуются знания процессуального законодательства и их несоблюдение может привести к проигрышу.

В исковом заявлении обязательно необходимо указать:

— сведения о земельном участке (кадастровый номер, адрес, площадь и пр.);

— данные кадастровой стоимости (размер и дата внесения в кадастр);

— результаты рыночной стоимости объекта недвижимости (рыночная стоимость должна сильно разниться от кадастровой, иначе в удовлетворении иска могут отказать, например, если рыночная стоимость отличается на 1-10 процентов, то шансов на выигрыш в суде мало);

—  в чем конкретно заключается нарушение прав собственника или пользователя (высокий налог, арендная плата и пр.).

Административным исковым заявлением оспаривается именно стоимость и поэтому в просительной части иска указывается на необходимость установления рыночной стоимости вместо имеющейся кадастровой.

Важно знать, что оспаривать необходимо не по состоянию на любое число, а именно на дату утверждения результатов кадастровой оценки постановлением главы субъекта РФ.

К исковому заявлению обязательно прилагается следующий пакет документов:

— государственная пошлина в размере 2 000 рублей — для организаций, 300 руб. — для граждан (если она оплачивается от имени дольщиков, то ее размер делится между ними в равных частях)

— копии документов на недвижимость (свидетельство, правоустанавливающие документы, договор аренды (если не в собственности)

— копию отчета независимого оценщика о рыночной стоимости участка (в бумажном и электронном формате). Желательно чтобы оценка для оспаривания стоимости была выполнена известной в регионе организацией с солидной репутацией

— заключение экспертизы вышестоящей организацией оценщиков (саморегулирующей организацией) о том, что отчет оценщика соответствует правовым нормам. Обычно сам оценщик и организует проведение экспертизы, так как он состоит в саморегулирующей компании и у него должны быть налажены соответствующие связи. Заключение представляется в письменном и в электронном виде;

— справку о кадастровой стоимости недвижимости а также сведения о дате, на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости (сведения о дате также могут содержаться в отчете об определении кадастровой стоимости, составленном по результатам проведения государственной кадастровой оценки, в акте определения кадастровой стоимости и в иных документах)

— данные о недостоверных сведениях, использованных в ходе кадастровой оценке (при обжаловании по основанию недостоверных данных оценки);

— почтовые квитанции об отправлении заявления в комиссию и копия ее решения (в случае досудебного обращения для юрлиц);

-другие процессуальные документы, исходя из индивидуальности случая.

Отсутствие названных документов является основанием для оставления заявления без движения в соответствии со статьей 136 ГПК РФ, статьей 130 КАС РФ, а в случае неустранения указанных в определении судьи недостатков — основанием для его возвращения (пункт 1 части 1 статьи 135 ГПК РФ, пункт 7 части 1 статьи 129 КАС РФ, части 4 и 5 статьи 246 КАС РФ).

Если факт отсутствия необходимых документов, в том числе отчета об оценке, составленного на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости и (или) экспертного заключения саморегулируемой организации на этот отчет, выяснится в ходе рассмотрения дела, суд предоставляет административному истцу срок для устранения нарушений, а в случае их неустранения на основании п. 5 ч. 1 ст. 196 КАС РФ оставляет заявление без рассмотрения.

К участию в деле необходимо привлечь в качестве административного ответчика кадастровую палату, а в качестве третьих лиц: Росреестр, местную администрацию, комитет госимущества, земельный комитет, соседей по участку, бывших собственников  и пр., то есть всех кто может иметь интерес к спору. Ведение дела в суде можно вести самому, а можно поручить представителю по доверенности. Но такое лицо должно иметь высшее юридическое образование иначе его не допустят к делу.

Исковое заявление адресуется и направляется в областной (краевой, республиканский) суд.

Как известно, изменить кадастровую стоимость в судебном порядке можно с помощью разных требований (в зависимости от конкретной ситуации). Помимо исковых требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной (которые однозначно относятся к делам об оспаривании кадастровой стоимости) бывают еще и неисковые требования о признании недействительными акта государственной кадастровой оценки (если он принят с формальными нарушениями), а также обжалование действий органов кадастрового учета (Росреестра), если они допустили техническую ошибку при установлении кадастровой стоимости (например, в кадастр по ошибке попала не та информация, которая содержится в отчете об оценке).

Значительно увеличился срок, в течение которого можно обратиться в специальную комиссию. Он составляет пять лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Как и при работе комиссии в суде оспаривается не только сама стоимость, приравниваемая к уровню рыночной, но и недостоверные сведения, использованные при оценке.

Если оценка недвижимости проведена серьезной организацией и профессионально, то дело в основном выигрышное.

Важно, что бы рыночная оценка была сделана на дату утверждения кадастровой оценки. Вся эта информация содержится в постановлении главы субъекта РФ.

Судебное оспаривание может свестись к рассмотрению имеющихся материалов дела, а если спор бурный, то, возможно, будет назначена судебная экспертиза, не смотря на то, что в деле имеются и отчет оценщика и экспертное заключение союза оценщиков. В суд могут пригласить специалиста по вопросам оценки, не исключено, что вызовут оценщика, отчет которого представлен с иском.

Судебная практика говорит, что в основном ответчик в суде не возражает против требований собственника (арендатора). В этом случае рассчитывать на возмещение судебных расходов (уплата госпошлины, проведение оценки, экспертизы, изготовление нотариальной доверенности и пр.) не придется. Если же административный ответчик выступает против истца, то при удовлетворении иска с него можно смело взыскивать все судебные издержки.

После вступления в силу судебного постановления кадастровая палата должна самостоятельно производить внесение изменений в кадастр (так как в их адрес суд направляет копию решения). Однако можно перестраховаться и самим обратиться в кадастровый орган с заявлением о внесение изменений в гос.кадастр. К заявлению необходимо приложить копию судебного акта.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда новая рыночная стоимость может применяться с 1 января того года, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости (ч. 5 ст. 24.20 закона № 135-ФЗ). В случае исправления технической ошибки в сведениях о величине кадастровой стоимости новые данные применяются полностью ретроспективно — с даты, когда в государственный кадастр недвижимости были внесены ошибочные сведения (ч. 4 ст. 24.20 закона № 135-ФЗ).